В руках они держали свитки с надписями: « Мир вам». По бокам иконостаса, над северными и южными дверями, стояли два молящихся ангела. Впоследствии они были заменены изображением Святой Чаши и 10 заповедей, а все остальные статуэтки были сняты и заменены простою золочёною решёткой.
Иконы в больших иконостасах принадлежали кисти знаменитых художников. Местная икона Боголюбской Божией Матери (на медной доске) и образ святых Косьмы и Дамиана написаны профессором живописи Г.И. Угрюмовым, а остальные иконы в большом иконостасе исполнены художником Ф.П. Брюловым. К его кисти относят и большую икону Тайной Вечери над царскими вратами, изображения на северных и южных дверях, а также местную икону Екатерины Великомученицы. К этому заключению приводит цифра вознаграждения, выданная художнику. На то время полученная сумма была очень большой.
На столбах церкви, на верху, тоже находились художественные картины прекрасного письма: свидание Божией Матери с Праведной Елисаветою; явление Бога Аврааму в виде трех странников; распятие апостола Петра вниз головою; бичевание Иисуса Христа во дворе Пилата.
Тем не менее, художественное убранство храма требовало совершенства: серебряные ризы имелись только на немногих иконах, а местные иконы во всех иконостасах имели только серебряные венчики. Но невесте Христовой, именем которой был назван Дом Божий, было угодно многолетнее усердие строителей, и она указала благоукрасителей, которые довели храм до его благолепного состояния. Постепенно стали появляться ризы на иконах. На средства всех артелей и доброхотных дателей были устроены художественные массивные ризы на иконы Спасителя и Боголюбской Божией Матери в главном иконостасе. На иконы евангелистов в царских вратах и образа под ними были положены тонкой работы серебряные одежды.
По заказу Н.П. Гайдукова в приделе Иоанна Крестителя появились местные иконы Спасителя и Божией Матери, написанные художником П. Подраменцовым. На эти образа и икону Иоанна Крестителя серебряные с вызолоченными кружевами ризы чеканной работы соорудила прихожанка А.Т. Фролова. В этом же приделе взамен Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери с ангелами и историей явления иконы биржевым маклером Егором Алексеевичем Понаморенко были написаны новые иконы Спасителя и Божией Матери « Споручницы грешных». Вместо местной иконы Иоанна Богослова с житием ученика его Прохора написана икона Апостола во весь рост художником Травиным, а Н.П. Гайдуковым положена серебряная риза на образ «Тайной Вечери».
Как правило, иконы не покупались, а сносились в храм доброхотами из квартир. Так, В.И.Сушкин пожертвовал иконы великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Достойно есть», представлявшие из себя точные списки с икон монастыря на Афонской горе, а затем соорудил к ним киоты из кипарисового дерева. Любители церковного пения путём сбора в кружку и из своих личных пожертвований заказали художнику Фоме Рейляну объединившую их духовной связью икону Святых песнопевцев с иконостасом и металлическим подсвечником. М.Н. Палибин в память своей жены Екатерины соорудил с иконостасом и подсвечником икону молитвенника земли Русской и чудотворца преподобного Серафима Саровского; Николай Павлович и Параскева Ефимовна Шебановы поставили с иконостасом новые «Святцы», а А.Т. Фролова пожертвовала икону блаженной Анастасии и преподобного Авраамия в золочёной большой раме…
Кроме икон храм украшался и священными предметами. В частности, А.П. Сазонов, при участии Параскевы Михайловны Крюковой и других прихожан, обветшавшую плащаницу заменил новою с выпуклым изображением Христа Спасителя и бархатною бахромою, отороченною золотыми нитями с золотыми кистями и вышитою ручным способом надписью; В.И.Сушкин пожертвовал запрестольный, густо вызолоченный через огонь, бронзовый крест; П.М. Крюкова в дар преподнесла металлические хоругви и четыре больших бронзовых через огонь вызолоченных ручной работы люстры, а её сын Николай Иович Крюков на свои средства подвёл к ним электрическое освещение. К образу Святого Николая Угодника, которому в своих завещаниях воины отказывали свои медали и ордена, полученные ими за доблести в ратном деле, хлопотами Н.А. Колчина на собранные в приход средства сооружен большой киот… Вот так, постепенно из года в год на средства многочисленных жертвователей храм Святой Великомученицы Екатерины из « не совсем украшенного приобрёл благоустроенный, благолепный вид».
Главными святынями храма являлись:
- три святых антиминса на престоле трёх алтарей;
- серебропозлащённый крест с мощами: святых апостолов Петра и Варфоломея, святого Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, святых мучеников Харлампия, Власия, Антипы, Пантелеимона первомученицы Феклы, великомученицы Евфимии;
- Крест серебропозлащённый с мощами: Иоанна Златоуста, святого Иоанна Предтечи, Святого апостола Андрея Первозванного и Святой Великомученицы Екатерины.
- Крест серебропозлащёный с мощами: Святого Саввы Сторожевского, Иоанна Кущника, Григория Богослова и Архиепископа Тверского.
- Перламутровый крест, обложенный вызолоченным серебром, с мощами.
- Барельеф Святой Троицы, содержащий 52 частицы святых мощей.
- Образ Казанской Божией Матери, писанный на серебре, с изображением святого преподобного Сергия, святого Александра, Марии Египетской, Апостола Петра, святых Григория и Николая Угодника.
ЧАСОВНЯ И ДРУГИЕ ЗДАНИЯ ХРАМАВ ограде церкви находились часовня и сторожка, построенные вместе с колокольнею в 1863 году. Здание часовни разделялось капитальною стеною непосредственно на часовню и помещение для сторожа. Деревянный иконостас часовни был окрашен белой масляной краской с позолотой. В нём были вставлены иконы Святой Великомученицы Екатерины, чудесным образом сохранившейся после пожара в 1809 году; Благовещения, Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери « Всех скорбящих радость», другие образа – приношения от прихожан барона Штиглица и Алексея Кусова. В прежние времена в часовне часто служились молебны и панихиды.
К церкви Святой великомученицы Екатерины была приписана и небольшая каменная часовня на берегу Малой Невы, между зданиями таможни и управления неокладных сборов. Первоначально она назначена была для умерших во время морского пути. Иногда там в ожидании погребения стояли тела умерших за границей. Часовня была украшена пятью живописными иконами в богатопозлащённых ризах. Образа принадлежали членам Дрягильской компании и таможенным досмотрщикам. Когда в таможне Васильевского остова кипела портовая жизнь, часовня имела большое религиозное значение. В неё служились молебны в дни прославления икон и в день прихода первого заграничного корабля. Это был праздник для всей биржи. Во время крестного хода 1 августа, совершенного в воспоминание избавления от холеры 1848 года, после краткой ектении из этой часовни провозглашалось многолетие прихожанам храма Святой Великомученицы Екатерины, всем биржевым артелям и санкт-петербургскому биржевому купечеству, дававшему заработок артелям.
На берегу Малой Невы церкви также принадлежал ещё чугунный киоск, устроенный во имя Александра Невского Обществом Сенопромышленников на Тучковой Бирже в память в Бозе почившего Царя-Освободителя. В киоске, окружённом красивою решёткою, находились образа, перед которыми теплилась неугасимая лампада и служились молебны. Особенно чтилась память Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 29 июня, когда начинался сенокос, от благополучного состояния которого зависело благосостояние сенопромышленников на весь год.
ЦЕРКОВНЫЙ ДОМЦерковь долго не имела дома и притч жил на наёмных квартирах, что представляло большое неудобство и для прихожан и для членов причта. После постройки колокольни понемногу начал скапливаться остаток от текущих доходов. В 1871 году из Духовной Консистории была выдана, ввиду неоспоримой к тому потребности, книга для сбора пожертвований на постройку церковного дома.
Однако возле храма подходящего дома не нашлось. Волей-неволей пришлось остановиться на доме адмирала Грейга, находившимся не в близком от церкви расстоянии. Барский особняк необходимо было приспособить для мелких квартир, и потому без предварительной переделки дом не мог быть куплен церковью. За помощью притч и староста А.П.Сазонов обратились к Григорию Петровичу Елисееву, и он переделал дом, а затем на льготных условиях продал церкви. С покупкой дома екатерининский приход приобрёл приличное помещение для причта. 18 квартир для отдачи в наём, которые, не считая квартир для причта, давали более 11 тысяч рублей дохода. Чистый доход по дому поступал в пользу церкви и составлял крупное подспорье для её содержания.
ЦЕРКОВНЫЙ ПРИЧТВ деревянной церкви святой великомученицы Екатерины, сгоревшей в 1809 году, богослужение отправляли священники Благовещенской церкви Петр Песоцкий и Алексей Яковлев. Со времени создания каменной церкви причт состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. В 1843 году был открыт штат для другого священника. В указе Духовной Консистории сказано, что состав причта увеличен ввиду малолюдства Екатерининского прихода. В 1891 году на вновь открытую Святым Синодом вакансию определён третий священник и псаломщик.
Первым священником, определённым 22-го декабря 1823 года именно в Екатерининской церкви, был Михаил Никитич Малеин и служил он полгода, пока не перешёл в Морской Богоявленский собор.
Его сменил в 1824 году Петр Александрович Остроумов, служивший Екатерининской церкви до 1831 года. Последний год о.Петр болел, и ему помогал прикомандированный с 31 марта 1830 года Павел Ефимович Веселовский.
29 июня 1831 года отец Петр Остроумов по болезни ушел заштат, а причт Екатерининской церкви возглавил протоиерей магистр богословия Иоанн Афанасьевич Мелиоранский. Служил он на приходе 30 лет. Был отец Иоанн, как сказано в примечании к списку, живою историею прихода и церкви и скончался он при общем уважении прихода.
Именно при отце Иоанне Мелиоранском окончательно оформился архитектурный облик храма великомученицы Екатерины. Вместо деревянной звонницы по проекту Л. Бонштедта была возведена каменная, высотой 27 саженей колокольня. Строили её три года. После этого с 1862 по 1866 год академик Ф.И. Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ святой Екатерины, спасённый при пожаре первоначальной церкви.
Скончался отец Иоанн в феврале 1869 года.
При отце Иоанне Мелиоранском был открыт в Екатерининской церкви в 1843 году штат для второго священника, и 21 июня в церковь пришел Александр Георгиевич Редкинский, служивший здесь до 15 июля 1845 года.
Сменил отца Александра отец Иоанн Иоаннович Окунев, служивший в храме до 12 января 1854 года. Он пользовался большой любовью прихожан. Отцом Василием было составлено описание Екатерининской церкви.
После него с 16 февраля 1854 года вторым священником служил в Екатерининской церкви Василий Иоаннович Георгиевский.
После кончины отца Иоанна Мелиоранского в марте 1869 года настоятелем Екатерининской церкви стал протоиерей Павел Леонтьевич Весин; ревностный деятель по воссоединению униатов. Он основал приходское Благотворительное Общество. В списке напротив его имени сделана пометка – «Пастырь добрый».
С июня 1871 года по март 1872 года настоятелем был протоиерей Павел Васильевич Нильский.
С 27 сентября 1876 года по апрель 1890 года в храме служил проповедник и публицист Илья Григорьевич Свиткин. Близкий, как отмечено в примечании, к приходу священник.
Протоиерей Василий Феодорович Глебов, служивший настоятелем с 16 декабря 1889 по апрель 1893 года, запомнился как опытный администратор, поставивший церковное хозяйство на твердую почву.
Сменивший его 18 апреля 1893 года протоиерей Иоанн Георгиевич Полканов был не только замечательным оратором, но и бережливым церковным хозяином. За тринадцать лет его настоятельства удалось уплатить 75 тысяч рублей долгу СПб Городскому Кредитному Обществу, купить на четыре тысячи процентных бумаг и ещё сделать большой ремонт храма снаружи и внутри. Как председатель приходского Благотворительного Общества, отец Иоанн увеличил капитал общества и тем помог обществу приобрести впоследствии дом.
С 30 января 1906 года по март 1909 года настоятелем храма был протоиерей Николай Владимирович Покровский.
После отца Николая настоятелем стал протоиерей, доктор богословия и заслуженный профессор Сергей Александрович Соллертинский, служивший в церкви с 16 марта 1902 года.
С 1891 года штат Екатерининской церкви был увеличен до трёх священников.
С 16 апреля 1890 года до самой революции служил в Екатерининской церкви протоиерей Леонид Михайлович Тихомиров, автор брошюры «Церковь Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове», на которую мы постоянно ссылаемся.
В списке диаконов Екатерининской церкви мы находим имена Павла Борисовича Албенского (1824-1841), Николая Ивановича Приморского (1843-1844), Иоанна Александровича Налимова (1845-1862), Александра Ивановича Путиловского (1862-1868), Василия Михайловича Вишневского (1868-1869), Александра Васильевича Дубровского (1869-1890), Николая Евгеньевича Щукина (1890-1895), Ивана Афанасьевича Троицкого(1895-1897), Александра Александровича Дубровского (1895 1911).
В списке псаломщиков – Алексея Иванова (1832-1830), Ивана Кривинского (1823-1827), Александра Москвина (1827-1831), Петра Томилина( 1830- 1842), Николая Павлова (1831-1843), Григория Громова (1842-1855), Константина Краснопевкова (1844-1858), Михаила Москвина (1855-1860), Евфимия Барсова( 1858-1860), Василия Пельгорского (1860), Петра Зимнева (1861-1869), Иоанна Левитского (1860), Константина Крылова (1869-1871), Николая Чайкина (1871-1873), Павла Быстрякова(1873-1880), Павла Быстреевского (1880-1885), Иоанна Добронравова (1886-1890), Василия Орлова (1901-1906).
Иоанн Иоаннович Добронравов стал священником. В 1911 году он был настоятелем Андреевского собора в Санкт-Петербурге.
Священниками стали и другие псаломщики церкви великомученицы Екатерины. Николай Александрович Милославов стал протоиереем церкви Коммерческого Императорского Училища. Алексей Иоаннович Медведков – священником села Вруда Ямбургского уезда. Иван Александрович Беляев – священником села Сясьские Рядки.
Причт церкви жил на наёмных квартирах, получая на них в начале 500 рублей ассигнациями для священника, 300 рублей для диакона и 200 рублей для псаломщика. В 1850 году пособие это было повышено до 400 рублей серебром протоиерею, 300 рублей серебром для священника, 200 рублей для диакона и 130 рублей для псаломщиков. А по указу Духовной Консистории от 30 сентября 1874 года причт начал получать на квартиры 800 рублей для настоятеля, 700 рублей для священника, 450 рублей диакону; и псаломщикам по 350 рублей серебром. С 1883 года благодаря щедрому пожертвованию братьев Елисеевых причт начал жить на квартирах в церковном доме.
Первым церковным старостою был избран Даниил Никифорович Голубин ( 1823-1830). На свои плечах он вынес окончание постройки храма и первоначального его украшения. Сменил Даниила Никифоровича его сын Василий Данилович Голубин (1830-1854). Сам Даниил Никифорович отзывался о нём « как об усердном и заботливом помощнике, помогавшим ему многими средствами и к дешевизне покупок и ко времени приискания их». Уплатив из собственных средств долги церкви, Василий Данилович Голубин за время последующего управления церковным хозяйством сберег 8 тысяч рублей и тем положил основание для образования церковного капитала на постройку колокольни.
Третьим церковным старостой был Иван Иванович Козлов (1854-1868), с его именем связан сбор пожертвований на устроение каменной колокольни.
Сменивший его Александр Иванович Сазонов (1868-1877) поставил своей задачею приобретение церковного дома. Для осуществления этой цели, он находил жертвователей среди неприходских лиц. При вступлении Александр Иванович принял одну тысячу рублей, а при окончании службы сдал 37559 рублей. Щедро субсидировал Александр Иванович из своих собственных средств церковный хор.
Староста Василий Иванович Сушкин (1877-1880) запомнился как строгий ревнитель истового богослужения.
Иван Васильевич Жданов (1880-1881) как почётный прихожанин принимал деятельное участие в Ремонтной Комиссии 1872 года. В бытность старостой Николая Петровича Гайдукова (1881-1888) была совершена покупка церковного дома.
Действительный Статский Советник и Камергер Сергей Степанович Благово был старостой Екатерининского храма с ноября 1888 года по 1892 год.
Александр Васильевич Шувалов вступил в должность церковного старосты 13 ноября 1892 года. Но деятельность его на пользу церкви началась раньше этого срока, так как Сергей Степанович Благово согласился стать старостой только при условии, что помощником у него будет А.В.Шувалов.
Опытный хозяин, Александр Васильевич всегда и до всего доходил личным дозором. Когда он вступил в должность церковного капитала было 10385 рублей 75 копеек, а должна была церковь Кредитному Обществу 98666 рублей 93 копейки.
К 1 декабря 1904 года, когда Александр Васильевич Шувалов отказался от должности, церковь имела капитала 14656 рублей 67 копеек, долгу только 19390 рублей 87 копеек.
Среди старост храма великомученицы Екатерины находим мы имена Константина Ивановича Путилова, Дмитрия Евфимиевича Ершова, Григория Константиновича Толченова, Степана Антоновича Пантелеева. Александра Андреевича Дурасова, Сергея Александровича Улыбина, Феодора Архиповича Лобанова…
ПРИХОДСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Приходское Благотворительное общество церкви Святой Великомученицы Екатерины было организовано на основании Устава, утверждённого Министерством Внутренних Дел от 19 декабря 1875 года. Согласно протокола Совета официальной датой его открытия считается 21 марта 1876 года. Основателями Общества и первыми его деятелями были: протоиерей Павел Леонтьевич Весин, А.П.Сазонов, А.Ф.Елисеева, Т.Е.Полилов, И.В.Жданов, И.М.Крюков, П.В.Голубин, И.П.Гайдуков, М.А.Хлопов, Т.Ф.Фролова, К.П.Гранев, И.А.Пахомов, А.Н. Емельянов, В.В.Попов, А.И.Козлова, М.М.Фирс, И.Т.Пономарев, Г.В.Шувалов, А.Ф.Жданов, В.М.Ведров. Почётным членом был избран Григорий Петрович Елисеев.
Общество начало свою деятельность с очень скромными средствами, и потому в начале благотворение не могло быть развернуто широко. По постановлению Совета Председателю Общества Павлу Леонтьевичу Весину представлено право выдавать ордер на получение от казначея пособия до трёх рублей. Все члены Совета принимали самое живое участие в деле христианской помощи бедным. Един был у всех дух и едина душа: члены Совета по очереди ходили с блюдом для пожертвований по церкви. Помощь бедным прихожанам выражалась в единовременных и ежемесячных пособиях.
26 августа 1888 года с Божией помощью для безродных стариц в наёмном помещении была открыта богадельня – приют на 19 человек. В 1906 году, благодаря щедрому пожертвованию Ироиды Александровны Пальяновой Общество приобрело землю и выстроило на ней дом, где один из этажей был отведён под богадельню. Знакомство со зданием, с жизнью призреваемых были доступны каждому прихожанину. Подвижническая деятельность членов приходского Благотворительного Общества свидетельствовала: много может молитвенное предстательство Святой Великомученицы Екатерины за дом Божий, посвященный её мученической памяти.
В результате святое дело благотворения бедным под покровом церкви за 34 года из ничего выросло в учреждение, владевшее землёй на 30 тысяч рублей, домом в 72 тысячи рублей и неприкосновенным капиталом.
ЦЕРКОВНЫЙ ХОРГоворя о приходском Благотворительном Обществе нельзя не упомянуть и об Обществе любителей церковного пения. Как писал протоиерей Леонид Михайлович Тихомиров: «Церковное пение у нас, как всегда это бывает в приходах, стояло в зависимости от музыкальных склонностей церковного старосты. Из своих же скудных средств церковь никогда не могла содержать вполне хорошего хора, потому что постоянно уплачивала долги то по одному, то по другому назначению».
За ранними литургиями пели любители из прихожан и преимущественно из артельщиков. Пели они хотя и с усердием, но не всегда стройно, поскольку все они приехали из разных губерний, привычные к напевам, свойственным их местностям, а спевок никаких не было. В бытность диакона Николая Евгеньевича Щукина в 1890-1895 годах наконец-то в церкви был образован хор любителей на правильных основаниях с подразделением на голоса и частыми внебогослужебными спевками.
Дело пошло успешно, но когда Николай Евгеньевич перешёл в другой храм, состояние хора снова стало плачевным. Восстановлением его занялся псаломщик Иван Александрович Беляев, из певчих Александровского хора.
Пение опять наладилось, но скоро и Иван Александрович Беляев стал священником и уехал в Сясьские Рядки.
Правильное устройство хора снова началось в 1906 году, когда довели плату наёмному хору до 167 рублей в месяц, и разрешенную прибавку положено было употребить , чтобы за эту сумму сверх пения за подними литургиями содержатель хора для пения за ранними литургиями поставлял бы несколько постоянных певчих в помощь хору любителей.
Началось правильное обучение. Спевки теперь устраивались по два раза в неделю. Руководил делом Л.П.Блинов, работавший учителем пения в учебных заведениях Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Уже в конце первого года хор мог успешно исполнять сложные композиции духовных авторов.
В течение шестилетнего своего существования хор в особо торжественных случаях приходской жизни пел за поздними литургиями и участвовал в концертах в память отца Иоанна Кронштадского.
Как «аттестат зрелости» церковного хора была написана специальная «певческая» икона. На иконе изображена на престоле Святая Троица, перед Которою предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель. Престол окружен небесными песнопевцами-херувимами и серафимами; в центре помещены песнословцы Ветхого и Нового Завета: Царь Давид, Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец. Внизу иконы в ряд расположены: три составителя православных литургий Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; Святая Великомученица Екатерина со святыми земли Русской Феодосием Черниговским и Серафимом Саровским и Иоанн Богослов с Николаем Угодником и мучеником Леонидом.
О ПРИХОДЕ И ПРИХОЖАНАХПриход Екатерининской церкви образовался из двух небольших частей, отделённых в 1824 году от приходов Андреевского собора и Благовещенской церкви. В него входила узкая полоса северо-восточной части Васильевского острова. Начинаясь от Малой Невы, пограничная черта шла по 3-й линии до Среднего проспекта. Захватив по Среднему 17-й и 19-й номера домов, она переходила на 2-ю линию до Большого проспекта. Пройдя по его солнечной стороне, она выходила на Кадетскую линию до Большой Невы. Отсюда, по Университетской набережной, опоясав здание биржи, возвращалась по Тучковой набережной (нынешней Макарова) опять к 3-й линии.
Состав прихода, как видно из исповедных росписей, был, по преимуществу, крестьянский. Только в небольшом количестве в нём числились мещане и ещё в меньшем числе купцы и лица привилегированных сословий. Объясняется это местонахождением храма на берегу реки и близостью его к бирже. Рабочие с судов, естественно, шли в ту церковь, которая была у них перед глазами, а для временных рабочих на бирже и для биржевых артельщиков она была как бы родной. Можно с уверенностью сказать: первоначальными прихожанами церкви были исключительно артельщики.
Они так густо селились к месту своей службы на бирже, что некоторые дома в приходе были сплошь заняты ими. Артели участвовали в создании храма и украшали его. Благодаря им были сооружены серебряные ризы на местных иконах главного алтаря, устроен иконостас и икона в серебряной ризе в память избавления императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1866 года. К ней поставлена серебряная свеча в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III 17 октября 1888 года. Отрадно было видеть, как массы русских людей объединялись в горячей молитве перед образами за себя и за тех близких им людей, для которых они оставили родное гнездо и переселились на берега Невы, в Петербург. Пылавшие перед иконами свечи выражали их горячую веру в Бога и Надзирающее Его Око, Которое лучше контрактов и нотариальных условий предохраняло их от нарушений интересов общины. Здоровый русский смысл утверждал их в сознании: спасение человека лежит в труде, чистой совести и личном нравственном совершенствовании на основах, указанных церковью.
Отличительной чертой прихода считалось также преобладание в нём лиц инославных. Лучшим свидетельством густоты инославного населения служило существование в небольшом районе прихода двух Лютеранских церквей, католической академии и еврейского молитвенного дома.
Домовладельцев в приходе насчитывалось 80. Большая половина из них – лица инославного исповедания. Православных домовладельцев, имевших в приходе дома не только как арендную статью дохода, а живших в нём и имевших к храму отношение, только 14.
О том, насколько был мал приход во второй половине XIX-го и начале XX-х веков можно судить по метрическим книгам церкви. Крестин в среднем ежегодно бывало около 250, венчаний – около 60. Смертность в приходе определялась 120 человеками в год вместе с младенцами. По исповедным росписям число прихожан колебалось около пяти тысяч человек. Но исповедовались в церкви не только коренные прихожане. Если Пасха была ранняя, то крестьяне, прибывавшие для заработков на судах и не успевшие на родине выполнить христианский долг исповеди, исполняли его в Екатерининской церкви, как ближайшему месту их жительства на барках.
С другой стороны рабочие фабрик, заводов и типографий, расположенных в приходах церкви Благовещения и Андреевского собора, говели в церкви Святой Великомученицы Екатерины, как более свободной по вместительности и не очень сильно обременённой наплывом исповедников в последние дни страстной недели.
Интересно, что на территории прихода, в доме №17 по Тучкову переулку, как раз напротив алтарной стены Екатерининской церкви с 1912 по 1914 годы жили известные в России поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Там, 3 октября 1912 года родился их сын Левушка, впоследствии знаменитый историк Лев Николаевич Гумилёв. Тот период времени нашёл своё отражение в ахматовских стихах:
Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала
Я, тихая, весёлая жила
На низком острове, который, словно плот
Остановился в пышной Невской дельте
О, зимние таинственные дни
И милый труд и летняя усталость
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и не длинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины.
Мал был приход в дореволюционное время. Тем большую надобно отдать честь ему за усердие к храму Божьему. В 1917 году этап развития церкви святой великомученицы Екатерины прервал октябрьский переворот.
ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ СУДЬБА ХРАМАВ послереволюционные годы храм святой великомученицы Екатерины взошёл на Голгофу вместе со всей Русской Церковью. Он был разграблен, а его настоятель протоиерей Михаил Яворский (зять священномученика Философа Орнатского) в 1937 году закончил свой земной путь в сталинском концлагере В тридцатые годы многие ленинградские учреждения пытались получить здание в пользование.
В январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета удовлетворил ходатайство Гидрологического института и передал здание храма для организации лаборатории. В декабре 1935 накануне престольного праздника храм был закрыт.
Глумясь над ангелом, василеостровские атеисты вырвали из его рук крест. Тогда и была придумана острота о церкви с пионером на куполе. Она прижилась, поскольку лишенный креста ангел действительно сделался беспомощно схожим с пионером, поднявшим руку в салюте.
И улыбались остряки своей кощунственной шутке, не понимая, что глумление над ангелом – это прежде всего глумление над самим собою, над тем светлым и чистым, что ещё осталось в твоей душе…
А ангел что ж? А святая великомученица Екатерина? Они молили Господа Иисуса Христа, чтобы Он хранил дом Божий. И свершалось на глазах у всех чудо…
Во время Великой Отечественной войны, в июне 1942 года, немцы били из орудий по церкви святой великомученицы Екатерины. Снаряды попали тогда в часовенку, но церковь и ангел остались невредимы!
Но и чудеса военного лихолетья не потушили атеистического пыла ненавистников Православия. Сразу после смерти И.В.Сталина здание церкви передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. В капитальные стены врезали бетонные перекрытия, и сделали церковь четырёхэтажной. Центральную же часть, под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий.
Когда восемь лет назад распоряжением Мэрии Санкт-Петербурга №421-р от 01.08.96 года здание церкви было передано Санкт-Петербургской епархии, от прежнего богатства в храме остались только голые стены да ещё замечательная акустика, которая позволяет различать голос чтеца в самых дальних уголках храма.
В 1995 году указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятелем церкви был назначен священник Игорь Поляков. Уже к сентябрю 1996 года удалось освободить притвор храма, отремонтировать его, установить временный алтарь, что позволило 1 декабря 1996 года совершить малое освящение части храма. С того времени начались регулярные богослужения в храме, но пока только в помещении под колокольней.
Первого декабря 2000 года, накануне храмового праздника святой великомученицы Екатерины, произошло радостное и долгожданное событие – установка креста, который предварительно был собран на Заячьем острове у Петропавловской крепости, а затем с помощью вертолёта водружён на колокольне.
Указом митрополита от 10 апреля 2003 года новым настоятелем церкви святой великомученицы Екатерины назначен протоиерей Иоанн Пашкевич. За истекшее время в храме стали регулярно совершаться согласно принятому расписанию. По четвергам читается и поётся акафист святой великомученице Екатерине, а после богослужений совершаются Таинства Крещения и все необходимые требы в соответствии с имеющимися записями. Кроме того, что также немаловажно, сформировался постоянный и непрестанно увеличивающийся хор певчих, который ныне под руководством регента Лидии Гринкевич всё больше и больше совершенствуется в пении.
Ещё когда проводилось первое обследование состояния Ангела на куполе храма, стало ясно, что оно близко к катастрофе. Небесный Вестник, лишённый креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное его разрушение, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело Ангела, скрепить растяжками крылья.
С мая 2003 года по октябрь были осуществлены мероприятия по подготовке храма и прилегающей территории к реставрационно-восстановительным работам. Работы для создания условий последующего демонтажа обветшавшей фигуры Ангела на куполе храма велись неустанно.
Финансирование реставрационных работ взяло на себя ЗАО Холдинговая компания «Гранд» (президент О.А.Никитин). И вот 14 декабря 2004 года в тесный дворик Екатерининской церкви въехал тяжёлый немецкий подъёмный кран «Крупп». 15 декабря, с утра, рабочие укрепили бетонными плитами брусчатку под опорами крана, и только потом подняли стрелу и завели тросы под Ангелом. Альпинист Юрий Борзенец со своими помощниками, поднявшись на кровлю купола, закрепил тросы, а потом начал снимать растяжки и скрепы. Потом Ангел завис в воздухе, а затем начал медленно спускаться, и через несколько минут стоял на помосте, приготовленном в церковном дворике. Теперь уже не за горами тот день, когда Ангел вновь займёт на куполе своё место. Ведь бытует мнение, что три петербургских ангела – один на соборе в Петропавловской крепости, другой на Александровской колонне, что на Дворцовой площади, а третий на нашей Екатерининской церкви – образуют незримый треугольник, соединяющий Васильевский остров, Петроградскую сторону и центральную часть города в единое духовное целое. Другими словами, они в каком-то смысле являются городской иконой Святой Троицы, и не так уже безосновательна легенда, утверждающая, что пока эти три ангела будут охранять город, он будет спасён от любой беды и напасти…
Поскольку храм является культурным объектом федерального значения, Правительство Российской Федерации уже выделило на его реставрацию финансовые средства. Уже произведена очистка внутренних помещений церкви от остатков промышленного и бытового мусора. Силами прихожан, а также рабочих-специалистов произведена разборка внутренних временных и лабораторных помещений общей площадью 1000 квадратных метров. Подвалы храма общей площадью 500 квадратных метров также очищены от мусора, отходов оборудования института, при этом мусора вывезено в объёме 500 кубических метров. Большой объём работ был произведён и по очитке канализационных и водосточных колодцев. Были сняты металлические листы с решётки ограды церкви, изготовлены новые входные двери храма.
Таков нынешняя повседневная жизнь церкви Святой Великомученицы Екатерины. Сейчас делается всё, чтобы она стала для прихожан настоящим местом врачевания своих скорбей и болезней, где бы они могли горячо молиться во время благолепной церковной службы, слушать сильное, благодатное пастырское слово. Ведь не напрасно святитель Иоанн Златоуст сказал, что побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из неё не благоуханным.